Михаил Боровицкий: «Проект бюджета соответствует сегодняшним реалиям»
08.12.2015 12:03
Впервые за последние годы в проекте бюджета, внесенном губернатором Ярославской области в облдуму, дефицит бюджета региона удалось уменьшить до 1,5%. Таким образом, регион выполняет условия Минфина РФ и может претендовать в 2016 году на бюджетные кредиты для замещения коммерческих.
Об основных параметрах и приоритетах главного финансового документа рассказал председатель Ярославской областной Думы Михаил Боровицкий.
– Михаил Васильевич, каковы основные параметры бюджета?
– Законодательно введенное «нулевое чтение» позволило депутатам приступить к работе над проектом бюджета еще в августе. Правительство области учло рекомендации депутатского корпуса.
Прогнозируемый объем доходов главного финансового документа региона составит 53,47 миллиарда рублей, объем расходов – 54,21 миллиарда. В целом бюджет сохраняет социальную направленность – на финансирование социальных обязательств области будет направлено более 80%. В том числе на здравоохранение 16,4%, на образование и молодежную политику – 26,8%, на социальную поддержку населения – 16,2%. В числе первоочередных задач также – дорожное хозяйство, поддержка сельского хозяйства и жилищно-коммунальной сферы. В бюджете предусмотрены средства на ремонт сельских домов культуры, строительство и реконструкцию спортивных сооружений. Регион, безусловно, выполнит все свои социальные обязательства.
Кроме того, депутаты вышли с предложением практически вдвое увеличить финансирование содержания и ремонта муниципальных дорог за счет средств дорожного фонда, чтобы привести в порядок дорожную сеть в районах области. По предложению депутатов «единороссов» впервые будет разработана областная программа «Благоустройство», которая позволит помочь муниципалитетам в благоустройстве дворовых территорий.
– За счет чего сокращается расходная часть?
– Чтобы соответствовать требованиям Минфина РФ для получения бюджетных кредитов на замещение коммерческих, пришлось провести жесткую оптимизацию и целенаправленно снижать дефицит бюджета.
На практике это происходит, прежде всего, за счет сокращения расходов, связанных с управленческой деятельностью, и расходов на программную часть бюджета – адресные инвестиционные программы: строительство новых социальных объектов. К сожалению, другого не дано. Однако все начатое будет завершено. В частности, на последнем заседании Думы принято принципиальное решение зарезервировать деньги на окончание строительства детских садов.
Убежден, что в условиях кризиса и бюджетного дефицита особенно остро необходим бюджет, ориентированный на результат. Крайне важно четко определить приоритеты – куда и на что мы тратим деньги, причем привлекать для этого экспертное сообщество, и необходимо продолжать выстраивать систему отчетности исполнительных органов власти перед депутатами.
– Михаил Васильевич, а в каких отраслях Дума консультируется с экспертным сообществом?
– Мы обязательно учитываем мнение специалистов при использовании средств на дорожное хозяйство. Без мнения экспертов невозможно принять грамотное решение, какие конкретно дороги остро нуждаются в ремонте, кому отдать пальму первенства: областным или внутримуниципальным дорогам?
Методика, используемая при распределении средств дорожного фонда на ремонт дорог, учитывает их протяженность и категорийность, программа благоустройства дворов – численность жителей. И сегодня мы продолжаем обсуждение с привлечением специалистов о распределении средств на благоустройство дворов. Да, для Ярославля программа очень актуальна! Но для сел, возможно, более актуально отремонтировать улицы. Поэтому мы обязательно учитываем мнение и предложения руководителей муниципальных образований.
Эффективно работает экспертная группа по экономике. В прошлом году на поддержку промышленности область выделила рекордную сумму – 273 миллиона рублей. В этом году, несмотря на сложный бюджет, поддержка сохранится. Мы понимаем, что любой кризис – это не только падение объемов производства, но и новые возможности для ряда отраслей. Думаю, именно эксперты должны оценивать, какие отрасли, какие конкретно промышленные предприятия, исходя из логистики, кадрового потенциала и других факторов, пойдут в рост, где более эффективна будет использована господдержка. Методика, использованная правительством при распределении средств господдержки, вызвала вопросы у депутатов.
– Сегодня сельское хозяйство области демонстрирует устойчивый рост. Для промышленного региона это действительно серьезное достижение. Сохранится ли в бюджете следующего года господдержка АПК?
– Наконец-то наше сельское хозяйство перестали называть черной дырой. Безусловно, господдержка сохранена. Согласен, существует международное разделение труда, и Ярославская область исторически была промышленным регионом, но роль продовольственной безопасности, особенно в условиях санкций, чрезвычайно высока, и нам нельзя рисковать и делать ставку только на промышленность. Мы отлично понимаем, что сохранение цен на сельхозпродукцию с помощью мер господдержки АПК – один из эффективных инструментов борьбы с инфляцией. Кстати, наша область была пионером в сфере поддержки аграриев, именно у нас выдан первый субсидированный кредит, многие регионы перенимали у нас опыт по возмещению затрат на приобретение техники, впервые в стране мы ввели практику выплаты подъемных молодым специалистам.
Уверен, что эффективное использование мер господдержки во всех сферах экономики станет дополнительным импульсом к развитию индустрии и сельского хозяйства, а значит, повышению благосостояния наших жителей.