Экзамен сдан
16.12.2016 12:42
На днях завершилась областная проверка, в ходе которой был сделан полный анализ исполнения бюджета Тутаевского района за прошлый год.
В стенах районной администрации сегодня завершается работа над главным финансовым документом будущего года и плановый период 20182019 годов. Кроме того, комитет финансового контроля департамента финансов области проверил исполнение бюджета за прошлый 2015 год. Об итогах этого экзамена нам рассказала заместитель главы администрации по финансовым вопросам – директор департамента финансов Маргарита НОВИКОВА.
– Маргарита Константиновна, какие параметры бюджета были охвачены областной проверкой?
– Контроль за исполнением бюджета осуществлялся по девяти основным направлениям. Одно из них – соблюдение ограничений по дефициту бюджета. Этот предел для нас установлен не более 5% от общего объема собственных доходов. Выход за рамки дозволенного чреват санкциями.
Здесь отмечу, что бюджет Тутаевского района продолжает оставаться высоко дотационным. Наша собственная доходная база занимает всего лишь около 10%. Все остальное – безвозмездные поступления из бюджетов вышестоящих уровней. Любое нарушение требований, установленных Бюджетным кодексом, сразу же включает бюджетные рычаги. Мы рискуем частью дотаций на сбалансированность. Их общий размер составляет более 80 млн. рублей в год, а для поддержания нормальной жизнедеятельности района они необходимы в полном объеме. Выпадение даже части средств негативно отразится на недофинансировании мероприятий, предусмотренных в бюджете района, и приведет к росту кредиторской задолженности. Поэтому очень важно проводить взвешенную финансовую политику и постоянно держать руку на пульсе. За 2015 год бюджет исполнен с профицитом, который образовался в основном за счет переходящих в последующий год остатков целевых областных средств.
– Дотационные районы зачастую живут в кредит. Как у нас обстоят дела с муниципальным долгом?
– Согласно нормам бюджетного законодательства, предельный объем муниципального долга не должен превышать 50% собственной доходной части бюджета. Допустим, в прошлом году мы запланировали привлечь 55 млн. рублей, а по факту было привлечено 43,8 млн. рублей заемных средств. То есть здесь мы остались в рамках параметров бюджета.
В целях экономии средств стараемся не пользоваться кредитами коммерческих организаций. В основном работа идет по линии областного бюджетного кредитования. Процент за использование денежных средств минимален и составляет 12%.
– Что происходит с доходной частью бюджета?
– Это следующий крупный блок, которого коснулась проверка. Доходная часть бюджета по налоговым и неналоговым доходам за 2015 год исполнена на 98,6%, поступило 149,5 млн.руб. Большую часть собственных доходов попрежнему составляет налог на доходы физических лиц – 56,2%. Если проследить динамику, то в прошлом году поступления от этого налога выросли на 3 млн. рублей. И все же по результатам проведенной проверки нам было рекомендовано усилить работу в плане роста доходной части местного бюджета. Эту задачу мы решаем с помощью комиссии по ликвидации задолженности и укреплению финансовой дисциплины, куда приглашаются все должники. Так, за 2015 год было проведено 4 заседания комиссии и 12 совместных рейдов с участием федеральных структур. Результатом принятых мер стало погашение задолженности по налогам, страховым взносам и арендным платежам в сумме 28,9 млн.руб.
Общая сумма задолженности в районный бюджет по всем видам налогов составляет с учетом пеней и штрафов 60,8 млн.руб., в том числе от арендной платы за землю – 46,2 млн.руб. В будущем году резерв пополнения доходов – это инвентаризация земельных участков. Департаменту муниципального имущества целенаправленно на эту работу введена дополнительная ставка в штатное расписание. Активизирована должна быть и претензионная работа.
Надеемся, что подспорьем в этом станет государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Программа размещена в свободном доступе в Интернете. В 2017 году любой налогоплательщик в режиме онлайн сможет получить на сайте информацию о своих налогах и долгах по ним.
Вносить информацию в систему обязаны будут все администраторы доходов. Департаменту имущества, скажем, предстоит отражать в программе сведения о начислении арендной платы за имущество и землю. А те, у кого жители оплатят налоги – банки или расчетнокассовый центр, должны будут зафиксировать факт оплаты в данной системе.
– Обычно складывается практика, когда планируемые доходы разнятся с фактическими. Здесь можно както минимизировать эти отклонения?
– Мы анализируем причины подобных отклонений. Например, в этом году на ситуацию повлиял финансовый кризис. Муниципальное имущество и земля, выставленные на продажу, оказались невостребованными, поэтому в данной части исполнение бюджета оказалось низким.
Область рекомендовала вскрывать причины проблем и работать над ошибками. В будущем я вижу эту работу в том, чтобы сумму недополученных плановых доходов компенсировать иными источниками. Скажем, если по объективным причинам наметился недобор по продаже имущества, необходимо принять адекватные меры и усилить работу по собираемости долгов прошлых лет, особенно по арендной плате за землю.
Со стороны областного руководства нам было также рекомендовано отменить льготы по земельному и имущественному налогам в поселениях. Эти льготы распространяются на земли общего пользования, расположенные под дорогами, парками, скверами и иными объектами муниципальной собственности городского и сельских поселений. Самые значительные льготы здесь в размере порядка 3,5 млн.рублей имеет городское поселение Тутаев. По сути, муниципальное образование ничего не теряет. Земельный налог полностью поступит от поселенческих объектов в их же бюджет. Но при этом мы получим более благоприятную картину собираемости по налогам, и область оценит это рублем.
В целом проверка исполнения бюджета за 2015 год пройдена успешно. Нецелевого расходования бюджетных средств не выявлено. Отмечена положительная динамика по своевременной выплате заработной платы, расчетам за коммунальные услуги. Расходы на содержание чиновников не превысили норматив, установленный Правительством. В официальном заключении области подтверждается, что расходование проходило в рамках полномочий, установленных федеральным законом о местном самоуправлении.